Пятница, 03.05.2024, 08:55
Федерация Авиамодельного Спорта - Выборг
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Главная » Статьи » Публикации

Авиамодельный спорт - это не просто хобби

Авиамодельный спорт - это не просто хобби

Как утренняя гимнастика отличается от серьезных занятий каким-либо спортом, так и авиамоделизм имеет свою степень отличия от спортивного авиамоделирования, а ныне и от его хобби-направления. Конечно же, нас интересует все. К сожалению, период до 1968 года очень слабо прослеживается. Архивные записи не заменят живого общения с бывшими авиамоделистами, которые могут вспомнить о своих руководителях, кто, где и чем занимался, кто куда уехал, возможно, кто-то вернулся, откуда в семьях появились микромоторчики, с чем это связано и т.д. Скупые газетные строчки "Выборгского большевика" сообщают, что в марте 1949 года при городском Доме пионеров был открыт кружок юных авиамоделистов, руководителем которого стал старший пилот-авиатор М. Пономарев, о котором мы, современные авиамоделисты, практически ничего не знаем. Позже "проскакивали" небольшие заметки об успехах Выборгских спортсменов в таких классах моделей, как комнатные. Эти модели и сейчас очень сложны в технологии изготовления, хотя на первый взгляд все просто. Вообще все авиамодели небогаты деталировкой, выпирающей из привычных контуров летательного аппарата, однако все то, что скрыто от человеческих глаз, - необходимо. Нужно, чтобы спортивный снаряд обладал хорошими летными качествами и отвечал определенным требованиям!

С 1955 года в Выборге появилось авиационное училище, которое с 1961 года стало учебным заведением гражданской авиации. В те годы среди всех авиационных подразделений проходили регулярные спартакиады, в программе которых был и авиамодельный спорт. Есть и другие факты, позволяющие предполагать существование авиамодельного спорта в нашем городе. Например, в проекте стадиона военно-технических видов спорта с 1959 года уже был прорисован кордодром, хотя кордовые модели только начали развиваться в нашей стране. И ежегодные областные соревнования, этап которых будет проходить 17 мая в нашем городе, имеют свой порядковый номер: 67-е.

По воспоминаниям и ныне действующего авиамоделиста Евгения Торгаленко, с детства живущего в Выборге и занимающегося в городской секции, в то время в авиатехучилище был очень серьезный коллектив, учились ребята со всего СССР. Как правило, ведущие спортсмены - курсанты, работали и со школьниками в Доме пионеров. Чтобы попасть на областные соревнования, необходимо было пройти через сито городских, регулярно проходивших на полях в районе ныне существующей газораздаточной станции. Конечно же, это были в основном неуправляемые свободнолетающие модели (планеры, резиномоторные, таймерные, то есть с семисекундным ограничением работы микродвигателя). Даже в 1968 году, на момент моего поступления в ВАТУГА, в кружке был "свободный лёт". Я думаю, кордовыми моделями, управляемыми с помощью стальных проволок-корд, местные авиамоделисты заразились с приездом в Выборг моего земляка-одноклубника Евгения Короткова (Богданова). Просто удивительно, мы оба из одного города (из-под Волгограда), из одного клуба, выпускники одного училища, работали позже в одном летном отряде, были руководителями одних и тех же авиамодельных кружков, только с интервалом в четыре года, и при этом ни разу не встречались. Лишь фотоархивы моделистов позволили позже проследить за этой редкой и уникальной эстафетой. И все-таки наша встреча состоялась, но уже гораздо позже, когда Е. Богданов приехал из Германии в отпуск, кажется, в 1980 году, и ноги сами привели его в свой бывший коллектив! Зная лучше историю нашего спорта, возможно, таких интересных эпизодов удалось бы восстановить не один и не два! В первую очередь, нас интересуют любые сведения о самом М. Пономареве. Важно сохранить память об этом человеке (возможно, он и по сей день жив и здоров).

Федерация авиамодельного спорта нашего города вышла с предложением к редакции газеты "Выборг" учредить с этого года Кубок его имени и проводить ежегодно в марте соревнования по радиоуправляемым моделям самолетов в удобное для школьников время (на весенних каникулах). Радиоуправляемый моделизм последние годы становится все популярнее и в нашей стране, особенно его хобби-направление. Однако в нашем городе для массового его развития есть определенные трудности, в том числе отсутствие свободных полей в пределах досягаемости. Как выход из положения - зимние старты на льду и развитие гидромоделей самолетов (приспособленных для взлета и посадки на воду). Раз уж речь зашла о радиомоделях самолетов, то пора бы поговорить и о вертолетах - это на данный момент самый сложный и самый дорогой класс хобби-моделей. Кстати, только в нашем городе их пять! Три вертолета реально поднять в воздух при грамотной эксплуатации и методике обучения полетов на них (два из которых уже летали). В Санкт-Петербурге их тоже пять, но постояннолетающих. А сколько их там вообще, трудно сосчитать! Скажу лишь, что прошлогодний Чемпионат России, проходивший в том же Питере, собрал всего двенадцать спортсменов. Для сравнения, в Финляндии такие старты собирают до семидесяти человек. Желающим самостоятельно справиться с такими "строптивыми" аппаратами или с помощью моделистов-авантюристов (к сожалению, есть и такие) вполне серьезно заявляю: не советую - очень и очень сложно! Во-первых, нужен определенный "налет" (подчеркиваю: на самолетах). Во-вторых, "налет" на компьютере по специальной симулирующей программе. В-третьих, опытный пилот-наставник, которого пока в Выборге нет. При соблюдении всех этих требований вы сохраните свои капиталы и не только не разочаруетесь в авиамоделизме, но и получите истинное удовольствие. Как отрицательный пример: в прошлом году мы засекли "след" самолетчика - одиночки, не пожелавшего идти на контакт с Федерацией, которая и создавалась для оказания помощи выбравшим такой активный отдых. К сожалению, больше его как моделиста нет.

Мое поколение помнит свою первую учительницу, научившую писать и считать, и чернильницу, которая вечно пачкала тетради по чистописанию! В нашей же школе всеобщим любимцем всех мальчишек был учитель труда Константин Павлович Шишкин. О нем ходили легенды. Самым большим праздником был для нас День Победы, когда учитель появлялся в полковничьем мундире, звеня медалями и орденами, а во дворе поджидал нас его трофейный немецкий автомобиль с открытым верхом. Школа была большая, поэтому катать детей приходилось подолгу. Да и вообще Константин Павлович не спешил покидать школу, в его классах и после занятий всегда кипела работа. Мы с интересом конструировали ракеты, которые летали выше всех, модели планеров из бамбука и папиросной бумаги. Моя первая авиамодель была с резиномотором и летала она по - воробьиному, низко над землей, но далеко. Несколько самых перспективных человек взяли в "профессионалы", пригласив в городскую команду при Доме пионеров. Кордовых авиамоделей тогда еще было очень мало (как их еще называют в простонародье, "крутить вокруг себя на веревочке"). Именно за этим занятием в 1966 году застала меня какая-то съемочная группа и показала небольшой репортаж по Центральному телевидению. После этого, конечно же, с кличкой "летчик" и первым спортивным разрядом, я поступил в 1968 году в авиационное училище. В Выборге оказался чисто случайно. Почему-то думал, что училище находится в Ленинграде, и мне очень хотелось его посмотреть. Работая в Аэрофлоте на вертолетах Ми-6, я закончил в 1974 году в аэроклубе ускоренные курсы пилотов и в свое удовольствие летал на Як-12, но недолго. Судьба вернула меня в Выборг, где, гуляя с дочуркой по городу, я наткнулся на группу старшеклассников, запускающих свои авиамодели. Коллектив был интересный, но у них не все ладилось с техникой, так как последний год не было постоянного руководителя. Я не стал указывать на ошибки, просто у себя дома на кухне построил модель и в очередной раз пришел к ребятам и показал, что и как. А в сентябре 1975 года на пороге появилась целая делегация с просьбой стать их руководителем.

С тех пор в свободное от основной работы время, годами вообще бесплатно, я готовил команду за командой различного уровня соревнований. Где мы только не бывали! Появились и свои чемпионы, и призеры СССР и России. В авиамоделистах я вижу не только спортсменов, но и своих будущих коллег-авиаторов, поэтому большое значение придаю ранней профессиональной ориентации. Знакомлю ребят с аэродинамикой, основами конструкции авиационной техники, историей развития авиации. Бываем на выставках, авиашоу, экскурсиях.

С 1993 года появилась возможность знакомить ребят с реальной авиационной техникой, катать их на самолетах и дельтапланах. Поэтому неудивительно, что почти все мои "птенцы" уходили в большую авиацию и разлетались по стране. Некоторые из них стали руководителями авиамодельных секций и клубов (Нижневартовск, Нефтеюганск, Сургут и т.д.). Конечно же, для примера приходилось и самому участвовать в качестве спортсмена в Чемпионатах и Кубках страны и даже занимать призовые места, но главная моя задача все-таки - готовить ребят к сражениям за то, чтобы коллектив существовал. Построили одну из лучших в стране площадку - кордодром. Провели несколько крупных официальных стартов в нашем городе. Самые значимые из них: 1988 г. - Кубок СССР по "воздушному бою", 1991 г. - матч сильнейших, 1994 г. - Кубок России, 2001 г. - Чемпионат России. Приглашаю и в этом году в августе на кубок России.

Очень важным для себя считаю убедить отдел по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму в необходимости создания городского центра технических видов спорта, объединяющего все технические коллективы разных ведомств и форм существования, в котором авиационное направление представлял бы не только авиамодельный спорт, но и школа начальной летной подготовки для старшеклассников, как во многих городах России и в той же Финляндии. Группа сверхлегких летательных аппаратов и дельтапланеристов, как в Тихвине, и, конечно же, хотелось бы вернуть в поселок Советский авиамодельную и парашютную секции.

Поверьте, для этого есть очень серьезные основания и специалисты есть. Необходимо только решение администрации и желание тех людей, от которых зависит молодежная политика в нашем регионе.

Последнее время "Отдел по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму" и общественная организация "Фаворит" прикладывают немало сил для привлечения населения к активному отдыху и пропаганде здорового образа жизни. Слишком долго у нас занимались лишь тем, что проще - дискотеками, фестивалями, конкурсами. В одночасье взять и поднять на должный уровень спортивно-технические коллективы и привлечь внимание к "технарям" очень сложно. Культура семейного отдыха напрочь отсутствует, а у обывателя лень будет еще долго брать верх над любопытством. Насыщенный спортивными событиями февраль показал, что зрительская активность напрямую зависит от качества и количества эфирного вещания, радио- и телерекламы того или иного мероприятия. Пожалуй, только традиционный 39-й мотокросс собрал столько же зрителей, сколько обычно собирает музыкальная тусовка. К автогонкам население еще не привыкло, а авиамодельные соревнования, какого бы уровня они ни были, тоже традиционно остаются малозаметными. Хотя именно в них участвуют действующие чемпионы мира и Европы, а выступления не менее зрелищны, чем тот же мотокросс! Я думаю, что рассказывать (а главное, показывать) о спорте еще придется очень много, чтобы разрушить миф о скучности и примитивности.

Прошедшие соревнования, несомненно, были хорошо организованы и интересны благодаря участию в них большого количества приезжих спортсменов. Что должно насторожить отдел молодежи и спорта, так это ничтожно малая доля участия в них Выборгских спортсменов, меньше 10 процентов в каждом виде спорта! А молодежи вообще практически нет. Так в чем же причина? Только в авиационных видах спортсмены эксплуатируют отечественную, отвечающую передовым зарубежным аналогам технику. Все остальное - мотоциклы, картинги, автомобили и прочее - иностранных специализированных фирм, а потому очень дорогостоящее. К примеру, для нас проблема - найти деньги на радиоаппаратуру управления моделями или же "потрепанный" компьютер для тренажерной установки, на эти деньги и полмотоцикла не купить! Отсюда вывод - технические виды спорта для города очень дорогостоящие, а потому не могут стать такими же массовыми, как футбол, хотя и там - содержание команд, стадионов, спортзалов и прочее!

Второе - в свое время для развития технических видов спорта среди детей и юношей существовали городские станции юных техников, позже ставшие во многих городах Центрами технического творчества. В нашем же городе уже с 1984 года СЮТ начала "перерождаться" во второй Дом пионеров, то есть танцы, песни и вязание. Есть и моделисты. Однако при работе по устаревшим программам у младших школьников происходит истощение интереса к занятиям техникой. Избалованные компьютерными играми, они совершенно не желают работать, им нужен сиюминутный результат, и их устраивают поверхностные "кроссвордовские" знания. Чтобы работать с такими ребятами, нужны очень опытные тренеры-преподаватели и превосходная материально-техническая база. Учитывая индивидуальные способности ребенка, необходимо разрабатывать под каждого хорошо летающие перспективные схемы (заметьте: не из журналов) и готовить психологически его к тому, что успех придет не сразу, а через 15-20 лет, когда, возможно, он станет мастером спорта. Помню, в складчину купили мы когда-то футбольный мяч, и через год, каждый уже чувствовал себя чуть ли не Пеле! Полное отсутствие дешевых модельных материалов и нежелание пилить, строгать, работать лобзиком вынуждает некоторых руководителей, чтобы удержать детей в кружках, приобретать готовые дорогие наборы моделей.

Третье - нет взаимопонимания с родителями, имеющими "пещерное" представление об авиамодельном спорте. Большинство родителей само отлучает детей от занятий. Сначала сделай уроки, потом иди куда хочешь, причем совершенно без разницы куда. Так и не замечают, как их чадо из "вундеркинда" превращается в "амебу". Уважаемые родители! Движение - это жизнь. Пора детей возвращать в спорт. И прошу учесть, что спорт это не только боевые искусства и футбол!

Конечно же, от коллектива очень многое зависит. Вот еще один пример. Дом детского творчества на Выборгской, имеющий около сорока авиамоделистов (как утверждает их статистика), не только не смог принять участие в "Воздушных боях" среди школьников, но, даже, находясь в пяти минутах ходьбы от кордодрома, не посчитали нужным прийти посмотреть и поучиться у ведущих спортсменов России!

Итак, что на этот раз 29 марта покажут ведущие авиамоделисты Санкт-Петербурга и Выборга? В 13 часов на льду Большого ковша в районе городской лодочной станции начнутся показательные выступления участников Чемпионата нашего города по радиоуправляемым пилотажным моделям. Редакция газеты "Выборг" разыграет Кубок М. Пономарева и вручит свои призы моделистам, подготовившим наиболее зрелищные программы. Спортсмены клуба "Фаворит-Авиа" в своих обязательных программах будут оспаривать звание чемпиона города 2003 года.

Приглашаем принять участие и наших Выборгских пилотов-"невидимок" П. Гулакова, А. Сучек, Е. Рылькова и тех, кого мы еще не знаем. Вероятно, неуверенные в себе, они отдают предпочтение "подпольным партизанским" полетам в "гордом одиночестве" вдали от Выборгских зрителей. Пора сравнить свое мастерство с моделистами из Санкт-Петербурга, тем более что программа несложная - "юношеский комплекс".

Итак, до встречи на старте!

Михаил МИЩЕНКО,

председатель Федерации

авиамодельного спорта Выборга

газета "Выборг" 26 марта 2003 года


 

Категория: Публикации | Добавил: Mik (17.03.2009)
Просмотров: 1516 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024 Сайт управляется системой uCoz