Вторник, 16.04.2024, 22:56
Федерация Авиамодельного Спорта - Выборг
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Главная » Статьи » Публикации

Авиамодельный спорт. Итоги сезона

АВИАМОДЕЛЬНЫЙ СПОРТ: Итоги сезона


 

Юбилейный 80-й год российс­кого авиамодельного спорта подходит к финишу, и, подводя итоги прошедшего сезона, под­робнее остановимся на заключи­тельном выборгском этапе.

Наиболее знаковые соревнова­ния в Выборге в этом году проходили по радиоуправляемым авиамоделям. В марте - Кубок памяти М. Пономаре­ва, в начале июля - турнир "Белые ночи" по радиогидросамолетам, в конце июля - по радиоуправляемым пилотажным авиамоделям. В сентяб­ре Федерация авиамодельного спор­та России провела в Выборге этап Кубка России по "воздушному бою".

В современном авиамодельном спорте кроме радиоуправляемых мо­делей существуют и другие чемпионатные классы: свободнолетающие авиамодели (планеры, резиномоторные, таймерные, так называемые ма­рафонские) и, конечно же, кордовые. Для них нам удалось пока сохранить выборгский кордодром, в то время как остальные площадки в Ленингра­дской области давно исчезли, и всем спортсменам-областникам, которые продолжают заниматься скоростны­ми, пилотажными, гоночными моде­лями, приходится приезжать на тре­нировки в Выборг. Здесь же проходят и областные соревнования среди школьников, проходили официаль­ные чемпионаты и Кубки России.

Увы, сейчас некогда лучшая пло­щадка в Европе уже не способна при­нимать официальные старты России: асфальтовое покрытие потрескалось и не обеспечивает безопасные взле­ты и посадки. Потеря этого кордодрома приводит к исчезновению детского начального авиамодельного спорта: вокруг Выборга нет свободных полей для занятий со свободно летающими и радиоуправляемыми моделями.

Однажды местные депутаты уже спасли наш кордодром, выделив деньги на покраску сетчатого ограж­дения. Сейчас же остро встал вопрос о ремонте, точнее о доведении ас­фальтового покрытия до проектной толщины. Как принято говорить, цена вопроса - 400 тысяч рублей! Сохране­ние кордодрома даст возможность за­ниматься самыми дешевыми и дос­тупными классами моделей, а значит, и самым массовым из технических ви­дов спорта - авиамодельным.

Пока же взрослые спортсмены проводят в городе мероприятия, ко­торые возможно проводить вне кор­додрома. Например, "Воздушный бой". В этом динамичном, зрелищном классе в первую очередь нужна "мяг­кая" площадка, но, чтобы дорасти до боя, мальчишкам надо многому нау­читься. Не один год ребята учатся удерживать модель в воздухе, летать в "двойках", "тройках". Красиво и спор­тивно все выглядит у опытных спор­тсменов с их отлаженной, дорогостоя­щей техникой. Трудно себе представить, что все, что у них летает, сдела­но их собственными руками.

В Выборге профессиональный "Воздушный бой" проходил в 1988-м, 2001 году и в нынешнем. Стадион "Авангард" был занят, и организаторы Кубка вновь вспомнили о стадионе училища гражданской авиации. Ди­ректор училища Владимир Денефнер сделал все, что было необходимо для проведения соревнований. Обычно подобные встречи собирают до 70 экипажей из разных городов России. Соревнования проходят два-три дня на стадионах с кругами диаметром в 40 метров каждый. "Бои" ведутся од­новременно в обоих кругах - в против­ном случае просто не успеть провести весь турнир даже за неделю. Требует­ся место проведения соревнований защищать плетеными сетками, как на футбольных воротах, но по всему пе­риметру. Тем не менее, если модель отрывается от корда и улетает вверх, ее не остановишь. Поэтому организа­торы отказались от запасного поля стадиона "Авангард", учитывая бли­зость автостоянки.

Если зачет командный (3-4 экипа­жа представляют определенный ре­гион), то экипажи из одной команды между собой "не воюют". Однако ес­ли к финалу подходят участники од­ной команды, то в бой они уходят уже соперниками. Что же такое экипаж? Командир - пилот, управляющий ави­амоделями, - обычно отвечает за из­готовление самих самолетов. Меха­ник обслуживает и обеспечивает "бой" на земле. Его задача - грамот­но и оперативно запускать двигатели (которые он обычно сам и делает) и правильно и быстро разобраться в аварийной ситуации (модели столк­нулись и упали). Пилот и механик -обычно единая, слаженная боевая единица, от грамотных действий каж­дого зависит исход "боя". Равный за­чет идет и тому, и другому. А вот третьим может быть любой помощ­ник, который имеет право что-то подержать, принести. В круг заход ему запрещен. Экипаж идет по турнирной таблице до двух поражений. Сопер­ник в каждом туре выбирается по же­ребьевке. У каждого экипажа для каждого боя есть только две модели и одна цветная пятиметровая лента-вымпел. Задача каждого экипажа - как можно дольше находиться в воз­духе и сделать больше отрубов лен­ты у соперника.

"Воздушный бой" - самый жерт­венный класс в авиамодельном спорте: столкновения почти в каж­дом бою. Очень важно не упасть от удара и удержаться в воздухе. Иног­да такое уничтожение противника вызвано стратегией "боя". Модели очень маневренные и скоростные (180 км/час), пилоты управляют ими, находясь в одном маленьком внут­реннем круге диаметром всего 3 метра, все остальные находятся за большим 40-метровым кругом, в том числе и 8 судей в жилетах и касках, которые обязаны следить за пра­вильными  действиями  экипажей.

"Бой" длится всего 4 минуты.

Выборгские бои прошли за один день и в одном круге. Участников и зрителей в этот раз было на удивле­ние мало, но зато приехали болеть многие опытные спортсмены. Кур­санты приходили целыми учебными группами (почему-то их больше все­го интересовало, сколько же разби­ли самолетов).

Наш этап был 27-м по счету в ка­лендаре Федерации (всего их 32), когда спортивный сезон подходил к фи­налу. Уже состоялись чемпионаты ми­ра, России, этапы Кубка мира. Однако состав новой национальной сборной определится в матче сильнейших в начале следующего сезона, в котором будут участвовать всего 17 экипажей. Наш фаворитовский экипаж в составе мастеров спорта Михаила Смелкова и Валерия Комина в рейтинге четырнадцатый, а потому к "домашнему" турниру спортсмены отнеслись спо­койно, как к тренировке. Да и другие экипажи не особенно нервничали: ти­тулы и опыт позволяли вести "бои" расчетливо и хладнокровно.

В первом туре от столкновения в воздухе одна из моделей упала на пи­лота и повредила ему руку, было по­нятно, что после травмы он не сможет продолжать "бои". Чтобы не выбы­вать из турнирной таблицы, механик экипажа принял решение стать пило­том. Речь идет о братьях Максимо­вых, которые на прошедшем чемпио­нате России выступали за Выборг и показали 13-й результат (наш основ­ной экипаж Смелков - Комин на чем­пионате стал седьмым, а чуть позже на этапе Кубка мира - 4-й результат). После удачно завершившейся вынуж­денной замены пилота другие экипа­жи тоже захотели поэкспериментиро­вать, и как показали дальнейшие бои, механики неплохо справились с ролью пилотов. Новые экипажи по­полнились присутствующими опытны­ми спортсменами. Так в составе мос­ковских команд появились "бойцы" из Пскова и Новгорода. После смены функций у пилотов и механиков поя­вился шанс проверить справедли­вость своих требований к напарнику.

Без поражений до финала дошел "раздвоенный" экипаж мастеров спорта международного класса, двукратных чемпионов Европы Анд­рея Беляева (обычно он пилот) и Александра Редько (механик). Прав­да, Александр и в прошлом сезоне позволил себе "порулить" и даже "обижал" титулованных пилотов на этапах Кубков России. На нашем тур­нире Андрей стал первым, а его ме­ханик Александр занял второе место.

Была еще одна интрига в соревнованиях. Мощный экипаж из Санкт - Петербурга под управлением Вячес­лава Беляева "разбирался" с фаворитовским экипажем (М. Смелков -В. Комин).

Вячеслав Беляев - единственный в России "боец", имеющий почетный титул заслуженного мастера спорта, трехкратный чемпион мира. Сейчас - старший тренер (играющий) России по "Воздушному бою", вице-прези­дент Федерации авиамодельного спорта России. В свое время у Вя­чеслава после первой победы на чемпионате мира что-то не сложи­лось с механиком (да и возраст уже подходил к отметке неперспектив­ного), и его вывели из состава сбор­ной Союза. Однако ему удалось вы­ехать за, границу по туристской пу­тевке и даже принять участие в оче­редном чемпионате мира, где он повторно стал чемпионом мира. Он доказал свое право быть в сборной страны и чуть позже, уже в составе российской команды, добился того, что был поднят флаг нашего госуда­рства и звучал Российский гимн. Сейчас, в 53 года, при двухметровом росте, он по-прежнему обладает мо­гучей физической силой, позволяю­щей ему побеждать в боях.

В. Беляев и М. Смелков входят в команду мастеров России и ежеме­сячно тренируются у нас под Выбор­гом на, даче у В.Комина, проводя до двадцати боев за одну встречу. По словам Михаила Смелкова, если Вя­чеславу удается "замотать" и при­жать соперника к земле, то вырвать­ся из его "медвежьих" объятий прос­то невозможно. Оба превосходно знают, кто на что способен. Вот и на этот раз Вячеславу удалось "пова­лить" Смелкова и вырвать у него по­беду за 3-е место. Правда, после "перелета" - повторного боя. Первый "бой" был вничью.

Теперь немного о нашем экипаже. Спортсмены занимаются около 25 лет. Михаил Смелков сначала освоил пилотаж, потом пришлось перевести его в "бой", и только через двадцать лет он стал мастером спорта России. Правда, однажды он выиграл чемпио­нат России по судомодельному спор­ту и получил звание мастера спорта,

уже во второй раз всего за два года! Валерий Комин только в позапрош­лом году стал мастером спорта, запи­сав в свой актив рекордное количест­во побед в сезоне (58!), обслуживая сразу двух пилотов, как бы "отрабаты­вая" те годы, когда не мог работать со Смелковым. Спортсмены ежегодно участвуют во многих рейтинговых стартах (до десяти поездок в год по России) и показывают высокие ре­зультаты. Экипаж в хорошей форме, и главная проблема - отсутствие ка­кой-либо финансовой поддержки со стороны. И технику готовить, и ездить приходится на свои сбережения. Вполне понятно, что одна поездка в год за счет "Фаворита" на чемпионат или Кубок России на рейтинг мало влияет, хотя, конечно же, спортсмены очень благодарны администрации го­рода и за такую помощь!

Мы понимаем, что спорт высоких достижений требует повышенных зат­рат, а потому не беремся за воспита­ние еще одного экипажа и дорожим тем, что делает для нас городской от­дел спорта. Выход из положения ви­дим в создании городского спортивно-технического центра под флагом "Фа­ворита", где можно будет готовить и детей, и серьезных спортсменов.

Следующая встреча с професси­ональным "воздушным боем" плани­руется в конце апреля будущего года на очередном этапе Кубка России. Сомневаюсь, что стадион "Авангард" к этому времени просохнет, а чемпи­онат России, который проходит обыч­но в августе, нам в Выборг не дадут.

Новый спортивный сезон начнем в марте с радиоуправляемых авиа­моделей.

 

 

Михаил МИЩЕНКО,

вице-президент Федерации

авиамодельного спорта России

Категория: Публикации | Добавил: Mik (18.03.2009)
Просмотров: 2496 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024 Сайт управляется системой uCoz