Праздник авиации большой и малой
Ежегодно в конце июля Прибыловский вертолетный полк торжественно отмечает День части. Обычно приглашаются ветераны полка, демонстрируется боевая техника. Когда это возможно, свое мастерство показывают парашютисты и авиамоделисты. Желающих катают на самолетах!
Последние годы показательные выступления авиамоделистов превратились в серьезные крупные соревнования ведущих спортсменов Северо - Запада. Ведь выступления должны быть не только зрелищными, но и безопасными. При современной модельной технике, старты больших моделей возможны только на аэродромах. В этом году заключительный этап Кубка памяти М.М. Пономарева проходил в конце июля, и, конечно же, у вертолетчиков.
Командир полка гвардии полковник В.В. Лешан выступил в роли гостеприимного хозяина. Успешно справляясь со своим хлопотным хозяйством, он практически весь день провел среди авиамоделистов. Василий Васильевич, вероятно, определяется для себя, не пора ли возродить в своем полку и детский авиамодельный коллектив, наряду с другими видами спорта. Наверняка в авиационном полку есть бывшие авиамоделисты.
Выборгский "Фаворит-Авиа" традиционно принимал своих коллег из санкт-петербургского "Клуба двадцати". На этот раз спортсмены привезли свои самые крупные пилотажные авиамодели, которые невозможно демонстрировать на воде (у лодочной станции; турнир "Белые ночи") и у торгового центра "Карусель" (мало места для взлета). С предложенным пилотажным комплексом уже справляются восемнадцать спортсменов, тогда как всего лишь три года назад он был доступен только троим лидерам. В середине дня поднялся ветер, и четверо из шестнадцати спортсменов вынуждены были отказаться от дальнейшей борьбы
за лидерство: их модели оказались недостаточно крупными, чтобы справляться с ветром. Победа была за большими авиамоделями. В пилотажном комплексе много вертикальных фигур, и только мощные бензиновые двигатели уносили ввысь трехметровые выразительно раскрашенные спортивные снаряды.
Немного слов о лидерах наших соревнований. На этот раз "расчистил" свой рабочий график и приехал на наши старты, чтобы победить, командир крупного авиалайнера Ю.В. Семенов. Вернулся в наш спорт Юрий Васильевич сравнительно
недавно, около четырех лет назад. Вероятно, то, на что не имеет права в самолете с пассажирами на борту, он "выкручивает" на своей радиотехнике. Кстати, многим фигурам экстремального пилотажа завидуют опытные авиаторы, ограниченные прочностью и летными характеристиками своих самолетов. Радиоуправляемая модель в этом их опережает.
С минимальным отрывом от лидера на втором месте Д.В. Просвирин, победивший на первом этапе Кубка М. Пономарева. В свое время он окончил Мухинское училище, профессиональный художник-дизайнер, с увлечением занимается экстремальным пилотажем. Его сложнейшая радиоаппаратура позволяет применять очень много механизации на модели, что, конечно же, резко улучшает летные характеристики модели.
Третьим стал полковник В.Н. Мешков (прошлогодний победитель), который вообще летает на всем, что способно летать! Он и на этот раз хотел прибыть на спортивном двухместном Як-52, но низкая облачность (вообще погода была далеко не праздничная) сдержала его желание покатать местных мальчишек над аэродромом, и он, как и все остальные участники стартов, приехал на автомобиле.
Самым юным из участников был А.Н. Анисимов. Хоть он и занял только девятое место, но интересен был еще и тем, что его модель оснащена электрическим двигателем. В таких
условиях, конечно же, сложно быть равным с "летающими мотоциклами". Фаворитовцы пока набираются опыта.
В. В. Брага впервые поднял в небо свой аппарат с бензиновым двигателем. По его словам, "это уже совсем другой уровень техники!" Всем участникам было интересно посмотреть, как поведет себя в воздухе новая модель. Но это было уже после официальных стартов, как принято говорить, "на бис!". Вообще для Владимира сезон складывался не совсем удачно (напомню, он обладатель переходящего Кубка М. Пономарева 2005 г.). В марте на него свалилась модель соперника из аэрокосмической академии. На гидросамолетах во время гонки ему сбили модель! За неделю до последних стартов он "зарулился" и разбил модель, на которой готов был выступать. Все это еще раз свидетельствует о том, что авиамодельный спорт не менее сложен, чем любой другой.
Но вернемся к нашим стартам. Ни одной разбитой модели - это результат высокого профессионализма спортсменов и отличная организация полетов. Администрация Выборга и района приняла самое активное участие в организации и проведении соревнований. Помогли и спонсоры.
Оргкомитет соревнований благодарит всех, кто устроил праздник малой авиации. Для всех спортсменов-авиамоделистов нынешний год юбилейный - восьмидесятый. В августе авиамоделисты России отмечают день рождения своего вида спорта высокими спортивными достижениями, в том числе и на Чемпионате Мира и Европы. Совсем скоро и жители Выборга смогут присутствовать на этапе кубка России по "воздушному бою", который в сентябре пройдет в нашем городе.
Михаил МИЩЕНКО,
вице-президент Федерации
авиамодельного спорта России
|