Четверг, 02.05.2024, 22:09
Федерация Авиамодельного Спорта - Выборг
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Главная » Статьи » Публикации

Гонка за «призраком»

Гонка за «призраком»

Отсутствие средств не позволяет развиваться выборгскому авиамоделизму

В уходящем, 2001-м оду, пожалуй, впервые попробовали поставить на одну «планку» сравнений выборгских спортсменов, представителей как игровых, так и технических видов спорта, с целью определения десяти лучших спортсменов года Ленинградской области. Честь «технарей» достойно поддержали кандидаты в мастера спорта России Николай Снегирев и Вячеслав Чеплиев, составляющие юношеский экипаж авиамоделистов-гонщиков клуба «Адмирал». Как же становятся настоящими гонщиками? Легко ли это?

F- 2- С

На кордодроме проходит одновременно старт и «полет» в одном кругу трех экипажей (пилот и механик). Авиамодели строго определенных размеров пролетают на время 10 - километровую базу (100 кругов) с обязательными промежуточными посадками для обслуживания и дозаправки топливом. Пилоты управляют моделями на расстоянии с помощью стальных проволок, механики, находясь в зоне обслуживания, работают с моделями во время двух посадок. Объем топливного бака, кстати, не более 7 граммов.

Полминуты до старта! Моторы прогреты и заглушены. Абсолютная тишина. Зрители, участники, судьи - все в напряженном ожидании начала полетов. Звучит команда «Старт!», «гром» запустившихся двигателей взрывает тишину, и модели со скоростью 200 км в час устремляются в полет. Обгоны, посадки, взлеты. Где чья модель, где чей механик? Кто что поймет в такой «карусели»? Зазевался на миг - и твоя модель (хорошо, если только твоя) тотчас превращается в груду щепок и искореженного металла. Арбитры немедленно штрафуют нарушителей: три предупреждения, и экипаж снимается с гонок.

Звучит желанная команда: «Желтый пояс - база!» Сколько трудов порой приходится затратить экипажу, чтобы на состязаниях первыми услышать именно эту команду! Небольшая пауза, и начинается следующая «мясорубка». Твой приятель становится соперником, и его главная задача на данный момент, чтобы ты не выдержал и закончил гонку раньше его. И так гонка за гонкой, пока наконец секундомеры не подтвердят, а судьи не объявят итоги, из которых будет ясно, что сегодня вы -лучшие!

Не было бы счастья...

В 1998 году авиамодельный клуб пос. Советский лишился по мещения и вынужденно прекратил существование. Но руководивший клубом тренер Александр Снегирев решил продолжить занятия со своим сыном Николаем, для чего пришлось пожертвовать одной из комнат небольшой квартиры, превратить ее в мастерскую. Благодаря знакомству с одним из лучших авиамоделистов-гонщиков России Виктором Кратцем, Александр смог приобрести по льготной цене эталонную модель с двигателем.

Пришла пора подумать о создании экипажа. Самой подходящей кандидатурой на роль напарника представлялся Вячеслав Чеплиев, пилот одного из выборгских экипажей. Было очень важно распределить функции между ребятами. По традиции в авиации, кто держит в руках штурвал - тот и лидер. Довольно амбициозного Николая устраивала роль пилота. Моторов же он боялся с детства.

С другой стороны, судьба модели в большей степени зависит от пилота, и постоянная ответственность за «чужую» модель сковывала бы инициативу Славы Чеплие-ва. К тому же парень не особенно притязателен, ему легко давались и пилотирование радиоуправляемых моделей, и работа с микродвигателем. Решено: Чеплиев будет механиком. Ребята психологически удивительно подходили друг другу, их отличала и отличает самостоятельность, взаимная корректность и уважение к окружающим, высокий профессионализм.

Это начиналось так

Весь сезон 1999 года мы с ребятами пропадаем на кордодроме. Отрабатываются приемы пилотирования, автоматизм в действиях, «слетанность» экипажа. Оценив упорство ребят, мастера спорта из Петербурга братья Марченко дарят им свою запасную модель, что очень помогло в дальнейшей подготовке юношей. В 2000-м году Снегирев и Чеплиев стартовали на первенстве России в Ярославле. В отборочных турах Коля и Слава показывают лучшие результаты.

Встает дилемма: выступать в финале на более скоростной новой модели или продолжать гонки на запасной? Выбирают запасную и заканчивают гонку третьими. То ли сказалась психологическая неуверенность в себе, то ли, наоборот, излишняя самоуверенность. В конце сезона, выступая на основной модели, парни были лучшими на турнирах в Оренбурге и Москве, причем соревновались не только с ровесниками, но и с профессионалами. Вполне заслуженно Выборжан включили в состав юношеской сборной России.

За зиму предстояло пополнить набор моделей. Это ребята смогли сделать под руководством Снегирева-старшего. Интересно, что Николай Снегирев имеет опыт реставрационных работ по изделиям для Московского Храма Христа Спасителя, а Слава Чеплиев, испытывая склонность к медицине, к скелетам, шприцам и катетерам, в то же время прекрасно «чувствует» дерево и металл.

Год радости и отчаяния

В 2001-м году, едва сошел снег, экипаж приступил к тренировкам. Возможности выборгского кордод-рома позволили на испытаниях снизить время на посадку, обслуживание и взлет до рекордных 8 секунд. Увы, некстати сломался двигатель. Его отремонтировали уже в Москве, перед стартом этапа Кубка мира «Золотой мотор». В начале сезона все летают неуверенно, потому гонщики из Сингапура сбивают одну нашу модель, а через несколько дней на Кубке России пострадала вторая. Однако, выступая на запасных моделях, на обоих турнирах Снегирев - Чеплиев становятся вторыми призерами.

Ребята ждут чемпионата России, который проходит в Выборге. Экипаж надеется проверить в действии «испанские» модели, специально подготовленные к выступлениям в условиях жаркого, влажного климата, присущего этой стране. Мы все еще надеемся, что Выборжане примут участие в чемпионате Европы. Увы, за три дня до начала российского первенства спонсоры отказали нашим гонщикам в финансировании поездки в Испанию. В юбилейный для авиамоделизма год Федерация этого вида спорта не получила денег от российского правительства, и финансы пришлось искать самим. Нам не повезло.

При таком раскладе бороться за победу, рисковать дорогой техникой не было смысла. Юноши вначале хотели бросить занятия авиамодельным спортом. Двухлетние тренировки, выступления, надежды, волнения обернулись гонкой за «призраком». Переломив себя, экипаж все же вышел на старт. Не напрягаясь, не показывая своих истинных возможностей, Выборжане стали только пятыми. Но результат уже не имел значения.

Позже, на матче сильнейших в Оренбурге, Снегирев - Чеплиев были уже вторыми. Но обида продолжала их мучать, тем более, что поехавшие в Испанию российские юноши оказались там слабейшими. Что же, время не повернешь вспять. Кризис у наших гонщиков миновал, у них еще будет много побед, им есть, к чему стремиться. Юноши намерены приложить массу усилий для решений сложных турнирных задач, поставленных на будущий сезон - получение звания мастеров спорта России и попадание в состав сборной страны для участия в чемпионате мира в Германии.

Удачи вам, ребята! И хороших спонсоров-меценатов. Пока, к сожалению, не все зависит лишь от спортсменов. В минувшем сезоне одному из лучших российских юношеских экипажей помогали Выборгская ОТШ ОСТО, АО «Выборгская целлюлоза», компания «Оренбургские авиалинии», и немного отдел по ФИС, туризму и делам молодежи Выборгской администрации.

Михаил Мищенко, руководитель авиамодельной группы клуба «Адмирал»

 

газета "Выборгские ведомости" 14 декабря 2001

Категория: Публикации | Добавил: Mik (17.03.2009)
Просмотров: 502 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024 Сайт управляется системой uCoz