Суббота, 27.04.2024, 18:01
Федерация Авиамодельного Спорта - Выборг
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Главная » Статьи » Публикации

Учить самолеты летать

Учить самолеты летать




Из всех авиационных видов спорта авиамодельный - самый дешевый и, пожалуй, один из самых доступных технических видов, но при одном условии - при правильной организации работы среди молодежи. Двадцатилетний стаж работы в Выборге с коллективом авиамоделистов дает мне право рассказать поподробнее об особенностях этого вида спорта и высказать свою точку зрения по поводу того, что мешало нам работать в так называемый застойный период, какие были сделаны тогда ошибки, как избавиться от них, а главное, что мешает нам сейчас вернуть авиамоделизму в Выборге былую популярность и массовость. 

БЫВШИЙ ДОСААФ обычно вспоминал о нас, когда были нужны отчеты о массовости или требовались медали разных достоинств. Все финансирование было сосредоточено в республиканских центрах, Ленинграде и Москве и "съедалось" "большой авиацией" (самолетный спорт, парашютный, подготовка планеристов и допризывной молодежи). Крохи от этого "пирога" доставались немногочисленной национальной сборной по авиационному спорту, которая добросовестно отрабатывала "золотом" и "серебром" по многим классам моделей на чемпионатах мира и Европы. А низовые авиамодельные коллективы были в основном при станциях юных техников, то есть в системе народного образования. 

Спортивный авиамоделизм имеет четырнадцать самостоятельных и очень сложных направлений - классов. Используя самые современные разработки в материаловедении, самолетостроении, теории двигателей, аэродинамике, спортсмен собственными руками изготавливает спортивный снаряд специального назначения и отрабатывает на нем путем физических тренировок необходимые приемы с целью получения каких-либо результатов. То ли это максимальная скорость, то ли дальность попета, то ли качество выполнения пилотажа и так далее. 

Технический прогресс стремительно затягивал молодежь в лабиринты сложнейших технологий, которые, естественно, оказались многим станциям юных техников (СЮТ) не под силу. Вот тут-то и наступил первый надлом в массовом движении. Там, где СЮТом управлял технически грамотный специалист, работавший не за деньги и место, а за идею, там подобрали в штат людей, способных увлечь ребят техникой. Но, к сожалению, приходили и люди, которым было проще организовать вышивание, мягкую игрушку, аэробику и так далее. В городах появились двойники Домов пионеров. Главным стала отчётность: сколько детей привели в кружки, и совершенно никого не интересовало, а сколько же их осталось в том или ином коллективе. Именно поэтому авиамоделизм постарались свести к уровню бумажных самолетиков и "воздушных змеев". Не стал исключением и наш город. Специалисты, вытесненные из СЮТов, начали искать другие способы работы с детьми. Кто ушел в ЖЭКи, кто в спортивно-технические клубы. Там, "наверху", в Москве, еще не успели разобраться, что же происходит на периферии. Они были заняты другим. Правительство провело ряд мероприятий по техническому оснащению военно-технических видов спорта. Положительный опыт американцев в боевых действиях в африканских странах с использованием именно авиамодельной техники и привлечением спортсменов стал мощным импульсом, изменившим сознание высокопоставленных чиновников. И срочно (как всегда, с опозданием в 10-15 лет) ряд оборонных заводов начал работать на моделистов. Появились спортроты, хорошие микромоторы для массового применения их в секциях, первая радиоаппаратура, материалы. Спортсменов вне конкурса стали брать в любые авиационные учебные заведения, зная, что из этих ребят, как правило, получаются превосходные специалисты. 

Конец 80-х можно назвать самым благоприятным периодом для авиамоделистов. Впервые в Киеве проходит чемпионат мира, в районных центрах строятся площадки для запуска моделей - кордодромы. В том числе и в нашем городе. В Выборге проходят чемпионаты СССР и соревнования на Кубок России. Появились первые призеры высокого ранга, многие из которых и до настоящего времени являются активными спортсменами-авиамоделистами. К примеру, Михаил Смелков, мастер спорта России, входя в десятку лучших спортсменов страны, в своем активе имеет несколько побед над чемпионами мира и Европы разных лет. (К сожалению, все подобные мастера в свое время были "выдворены" со станции юных техников!) 

НО В НАЧАЛЕ 90-х все мгновенно вновь было разрушено. Пошла чехарда с помещениями и переподчинениями авиамодельного клуба разным структурам. И уже никому не нужны стали специалисты, работающие со сложной авиационной техникой, пилоты уходили кто в таможню, кто в торговлю. И мы, как обломки разбитого тонущего корабля (до сих пор никак не можем оправиться от разрухи), цеплялись за объединение подростковых клубов отдела по делам молодежи районной администрации. Таких, как мы, клубов там сейчас больше пятнадцати, и каждый пытается как-то выжить! 75 процентов от того, что выделяет город на объединение, уходит на коммунальные услуги... 

А что же спонсоры? Пользуясь ситуацией в стране, те, кто каким-то образом смог сколотить капитал, набивают карманы. Им не до нас. Да и не по "профилю". Им ведь нужны "уличные бойцы". Депутаты говорят: "Ищите деньги у себя в отделе. Мы вам даем все, что можем!" 

Очень сложно сориентироваться в финансовых ручейках нашего отдела, даже если бы нас туда пустили. Ведь, кроме клубов, там и летние лагеря, всякие юморины, фестивали, конкурсы снегурочек, кабинеты доверия, приют... Конечно, содержание приюта - дело святое, а как быть с теми, кто становится никому не нужным, и кого выживают на улицу! А занятия в авиамодельной группе, я знаю из опыта, как раз и рассчитаны, прежде всего, на детей из неполных и малообеспеченных семей. Менеджер или банкир всегда найдет средства, чтобы купить своему чаду (и только своему) дорогую игрушку... 

Но речь не об этом. Настоящий спортсмен никогда не пойдет с протянутой рукой. Мы давно приспособились и к этим условиям, и каждый из взрослых "тянет за собой 2-3 человек, покупая за них двигатели, топливо, вывозит их "в свет". Хотя в том же отделе работают люди, которые по долгу службы обязаны заботиться о наших детях! И надо очень грамотно распоряжаться теми крохами, которые выделяет город. А что получается на самом деле? С 1991 года авиамодельному клубу не приобретено ни одного литра топлива для микромоторов! Доходит до абсурда! Коль нет нормативов по расходу эфира на эти нужды (в "застойный" период не додумались до такого!), то нам он, оказывается, и не положен. 

Вопросы не решаются месяцами. Без начальника отдела В.Н. Бычкарева чиновники впадают "в анабиоз". А отсутствует он очень часто. Летом, когда должна идти активная работа с детьми, свободными от школы, все руководство в отпусках или в постоянных командировках. Я так полагаю: дело пошло бы на поправку, если бы в отделе открыли новую должность - зам. начальника по командировкам и обмену опытом. Вот пример: с 1 июня сего года уважаемая фирма "Гольфстрим" освободила кордодром (на три года была парализована работа авиамоделистов города). Но отдел до настоящего времени не может принять его на баланс по причине отсутствия технического паспорта на объект! Оказывается, сейчас оформить этот документ сложнее, чем построить сам кордодром в "застойный" период! В результате и на следующий год у нас нет оснований претендовать на открытие финансирования по этому объекту. 

Еще один наглядный пример. Прошлым летом к главе администрации нашего города обратился заместитель министра общего и профессионального образования российской Федерации Е.Е. Чепурных с просьбой провести в августе в Выборге Всероссийские авиамодельные соревнования. Ему В.Н. Бычкарев очень вежливо отвечает, что, мол, простите, не до вас, у нас тут кинофестиваль проходит. Хотя от города на это мероприятие не требовалось ни копейки! Администрации других городов в Федерацию авиамодельного спорта России за несколько лет вперед подают заявки на проведение подобных официальных стартов. Потому что авиамодельное движение в стране не умерло! Графики мероприятий настолько напряженны, что просто невозможно везде успеть. И то, что не все наши земляки могут участвовать в официальных стартах, говорит не в пользу работы отдела по делам молодежи. В клубе " Адмирал" в поселке Советский уже есть ребята, которым просто необходимо выезжать на официальные старты, в противном случае занятия становятся неперспективными и переходят в совершенно иное направление в моделизме. 

И последний пример. В поселке Советский около десяти лет работала очень активная и перспективная группа авиамоделистов, но ей приходилось кочевать по разным помещениям. И вот в начале нынешнего года отдел по делам молодежи открывает в поселке подростковый клуб по профилю "резьба по дереву". А что же мешало на деле, а не на словах помочь давно существующему коллективу, который в конце 1998 года потерял свое последнее пристанище - подвал, приютивший ребят на несколько лет? Итог: никем не финансируемая команда прекратила свое существование. 

И ЕЩЕ несколько строк об одном направлении в авиамоделизме, стремительно приобретающем популярность - хобби-моделизме. Все объясняется очень просто. Любой мальчишка с увлечением играет в игры на компьютере, а тут взрослые дяди имеют реальную возможность отвлечься от проблем с помощью действующих игрушек. Спортсмену - авиамоделисту, не имеющему возможности вести активную спортивную деятельность по финансовым соображениям, занятости или ограничениям в технической базе, проще для души изготовить действующую радиоуправляемую модель самолета для развлечения и досуга и отлично проводить свое свободное время с приятелями или в кругу семьи, начисто забыв про частые обязательные рейтинговые соревнования, проходящие по всей России. Состоятельным людям проще: сейчас готовая авиамодельная техника продается во многих магазинах страны и тем более за рубежом. Именно поэтому у некоторых ответственных чиновников сложилось мнение о том, что авиамоделизм - элитарный вид спорта. Это удобная позиция для тех руководителей, которые не желают, а в большинстве случаев и не могут наладить работу с молодежью в технических видах спорта. А то, что у нас существует, это главным образом заслуга энтузиастов-общественников! 

В подтверждение того, что авиамоделизм в Выборге не умер, приглашаем всех и руководство отдела по делам молодежи на очередные, последние в этом сезоне авиамодельные соревнования, которые будут проходить 5 октября на городском кордодроме - площадке, приспособленной для запуска учебно-тренировочных моделей и спортивных стартов. 

Желаем удачных стартов и хорошей погоды! Михаил МИЩЕНКО, руководитель клуба 

Газета "Выборг" 1 октября 1999 года

Категория: Публикации | Добавил: Mik (17.03.2009)
Просмотров: 520 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024 Сайт управляется системой uCoz