Вторник, 16.04.2024, 16:01
Федерация Авиамодельного Спорта - Выборг
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Главная » Статьи » Публикации

Дело моей жизни. Размышления "штурмана" малой авиации

Дело моей жизни
Размышления "штурмана" малой авиации

 Тридцать лет назад 1 сентября 1975 года в квартиру, в которой проживала молодая семья автора этих строк, бывшего авиатора, пришла делегация подростков - местных авиамоделистов - с прось¬бой стать их руководителем. В городском Доме пионеров второй год у ребят не было своего тренера, и их устраивало даже отсут¬ствие постоянного графика занятий.
 
 В те годы я работал на Гатчинском  домостроительном комбинате и бы¬вал на объектах всей Ленинградской области. Вся механизация, автотранс¬порт, тепло, свет зависели от отдела механика, которым я руководил. Ко¬нечно же, телефонов у детей не было, но связь "по-тимуровски" была отла¬жена четко. Стоило руководителю по¬явиться в городе, как все авиамоде¬листы уже были в сборе.
 Буквально через несколько меся¬цев нас перевели в зеленый домик на Садовой. Директор городской стан¬ции юных техников (СЮТ) Александр Васильевич Недосекин сделал все, чтобы ребятам было уютно и инте¬ресно заниматься в двух небольших помещениях. Во дворике копошились картингисты, бегали "лисоловы" (ра¬диопеленгаторы), а сам директор за¬нимался с радистами. В Гвардейском поселке построили трассу для кар¬тингистов и большой круг для нас, но картодром оказался очень опасным для тренировок да и был далеко рас¬положен. Пешком много не нахо¬дишься, а в автобусах нам постоянно ломали авиамодели. Совсем рядом с городской СЮТ был небольшой стадиончик, где по выходным всем нам было очень удобно тренироваться. Обычно собиралось много зрителей, и местные жители даже привыкли к шуму и перестали возмущаться.
 Нас посещали и делегации ответ¬ственных государственных деятелей, о которых мы и не догадывались. Нап¬ример, Алексей Леонов не мог пове¬рить, что присутствует на обычных тренировках, а не на показательных выступлениях в честь космонавтов! Ко¬нечно же, наш директор гордился этим, а гораздо позже мы узнали от не¬го, что из Москвы постоянно приходи¬ли деньги на развитие наших секций.
 С каждым годом коллективы "пух¬ли" и уже не вмещали всех желающих заниматься. Нас перевели (рядом, че¬рез забор) в бывшую 14-ю школу (правда, аварийную) и дополнительно открыли секции мотоспорта и судомо¬делистов. Появились и какие-то мето¬дисты, замы, завхозы и т.п. Среди них пошли склоки, сменили директора, а отразилось на нас, технарях. С 1984 года под различными предлогами бы¬ли уволены Зинченко, Букаев, Петрушкин (мотоспорт), Протасов (кар¬тинг), Мищенко (авиамоделизм), Золочевский и Киселев (судомоделизм), Недосекин-младший ("охота на лис"). В здании исчез запах бензина, масла и эфира, зато появились кружки, дуб¬лирующие Дом пионеров, - тишь и благодать!
 Городским чиновникам было со¬вершенно безразлично, что исчезает техническое творчество и все техни¬ческие виды спорта. Ведь вслед за руководителем уходили "в никуда" активные спортивные коллективы! Многие просто бросили заниматься, но были и такие, кто продолжал бо¬роться за существование своих ви¬дов спорта. Зинченко переехал в
Светогорск. Букаев с Петрушкиным перебрались в старинный "мото¬блиндаж" в гаражах. Автор этих строк - в подвал одного из ЖЭКов.
 Почему так подробно о конце восьмидесятых? Чтобы читатель по¬нял, насколько сложно было сохра¬нить коллективы и почему в нашем го¬роде сейчас нет той общедоступнос¬ти, популярности и массовости в тех¬нических видах спорта. Как оказалось, ломать гораздо проще, чем создавать  заново. Исчезли два авиамодельных кружка в Глебычево. В Советском ре¬бят выдворяли из своего последнего подвала таким варварским образом, что, когда одумались через несколько лет и захотели вновь открыть секцию, оказалось, что не найти руководите¬ля, готового работать с местной адми¬нистрацией. Годы-то идут, ребятам детства не вернуть!
 Многие, потеряв доверие к влас¬ти, надеются только на свои силы, и их уже очень сложно привлечь к об¬щественно полезным программам. Вот и летают одиночками парапланеристы, дельтапланеристы. А могли бы возглавить секции и объединить вок¬руг себя ребят! Была попытка вернуть в город картинг, но все превратилось в дорогостоящий аттракцион. С деть¬ми невозможно работать на коммер¬ческой базе, за деньги можно раз или два в год прокатиться, а серьезно за¬ниматься с подростками нужно в спортивно-технических секциях. Для этого нужен городской спортивно-тех¬нический центр, хотя бы для того, что¬бы станочный парк был один на всех. Дело дошло до того, что каждый первоклассник умеет пользоваться компьютером, а правильно в руках держать молоток или отвертку не мо¬гут даже старшеклассники! Уверен, что один спортивно-технический центр для города важнее десяти ночных клубов и игровых залов. Очень надеемся на новую местную власть.

 

Обучение управлению авиамоделями. Аэродром Прибылово. 2005 г.
 

 Мы, спортсмены, со своей сторо¬ны сделали все, чтобы сохраниться в нашем городе. И сделали немало. Во-первых, смогли убедить местную ад¬министрацию в необходимости строи¬тельства кордодрома - площадки для запуска авиамоделей в 1990 году. В годы "дикой перестройки" добились статуса небольшого спортивного ави¬амодельного клуба, работающего при администрации, а не при мифической общественной организации РОСТО. Провели шесть чемпионатов и Кубков СССР и России в Выборге (по кордо¬вым авиамоделям). Вместе с авиатехколледжем провели восемь турниров по радиоуправляемым моделям гид¬росамолетов. Каждый год проводим серию местных и областных соревно¬ваний, турниры имени М. Пономарева (первого выборгского руководителя авиамоделистов). Спортсмены регу¬лярно выезжают на чемпионаты и пер¬венства страны, занимая там призо¬вые места.

 

 За эти годы нам пришлось сме¬нить шесть помещений. Пережили два пожара, "войну" за кордодром, ко¬торый на три года отбирали под тен¬нис, отсутствие топлива на протяже¬нии шести лет, отсутствие финанси¬рования и т.д. И если бы все эти годы ваш покорный слуга был только руко¬водителем городских авиамоделис¬тов - ведь с него никто не снимал обя¬занности механика достроечной пло¬щадки на судостроительном заводе и не освобождал от основной работы. И в локомотивном депо машинистам то¬же отдыхать не давали. Надо было успевать делать всё: и семью кор¬мить, и чемпионов воспитывать!
 Самым тяжелым периодом стал 1997 год. При очередной медкомиссии у меня обнаружили серьезное заболе¬вание. Операция, паралич, потеря зрения... Как только положили в боль¬ницу - так сразу городских авиамоде¬листов выпроводили из клуба! Забота о "выброшенных" на улицу ребятах заставила найти в себе силы поднять¬ся с постели и сделать все, чтобы вновь стать полезным обществу.
 Инвалидность обычно ломает человека и физически, и психологи¬чески. Но мне некогда болеть. Сей¬час "сражаемся" за улучшение усло¬вий для городского подросткового авиамодельного коллектива и дока¬зываем необходимость сохранения единственного в области действую¬щего кордодрома. Нужно срочно на¬ращивать до проектной толщины ас¬фальтовое покрытие, которое уже активно разрушается.
 Прекрасно организованный совме¬стно с местной администрацией Чем¬пионат России (он прошел нынешним летом) говорит о том, что авиамодель¬ный спорт еще можно сделать востре¬бованным нашей молодежью. У "штурмана" малой авиации есть еще экипаж, и мы на правильном пути!


Михаил МИЩЕНКО,
вице-президент Федерации
авиамодельного спорта России,
отличник физической культуры
и спорта РФ

Категория: Публикации | Добавил: Mik (18.03.2009)
Просмотров: 801 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024 Сайт управляется системой uCoz