АВИАМОДЕЛЬНЫЙ СПОРТ: Итоги сезона
Юбилейный 80-й год российского авиамодельного спорта подходит к финишу, и, подводя итоги прошедшего сезона, подробнее остановимся на заключительном выборгском этапе.
Наиболее знаковые соревнования в Выборге в этом году проходили по радиоуправляемым авиамоделям. В марте - Кубок памяти М. Пономарева, в начале июля - турнир "Белые ночи" по радиогидросамолетам, в конце июля - по радиоуправляемым пилотажным авиамоделям. В сентябре Федерация авиамодельного спорта России провела в Выборге этап Кубка России по "воздушному бою".
В современном авиамодельном спорте кроме радиоуправляемых моделей существуют и другие чемпионатные классы: свободнолетающие авиамодели (планеры, резиномоторные, таймерные, так называемые марафонские) и, конечно же, кордовые. Для них нам удалось пока сохранить выборгский кордодром, в то время как остальные площадки в Ленинградской области давно исчезли, и всем спортсменам-областникам, которые продолжают заниматься скоростными, пилотажными, гоночными моделями, приходится приезжать на тренировки в Выборг. Здесь же проходят и областные соревнования среди школьников, проходили официальные чемпионаты и Кубки России.
Увы, сейчас некогда лучшая площадка в Европе уже не способна принимать официальные старты России: асфальтовое покрытие потрескалось и не обеспечивает безопасные взлеты и посадки. Потеря этого кордодрома приводит к исчезновению детского начального авиамодельного спорта: вокруг Выборга нет свободных полей для занятий со свободно летающими и радиоуправляемыми моделями.
Однажды местные депутаты уже спасли наш кордодром, выделив деньги на покраску сетчатого ограждения. Сейчас же остро встал вопрос о ремонте, точнее о доведении асфальтового покрытия до проектной толщины. Как принято говорить, цена вопроса - 400 тысяч рублей! Сохранение кордодрома даст возможность заниматься самыми дешевыми и доступными классами моделей, а значит, и самым массовым из технических видов спорта - авиамодельным.
Пока же взрослые спортсмены проводят в городе мероприятия, которые возможно проводить вне кордодрома. Например, "Воздушный бой". В этом динамичном, зрелищном классе в первую очередь нужна "мягкая" площадка, но, чтобы дорасти до боя, мальчишкам надо многому научиться. Не один год ребята учатся удерживать модель в воздухе, летать в "двойках", "тройках". Красиво и спортивно все выглядит у опытных спортсменов с их отлаженной, дорогостоящей техникой. Трудно себе представить, что все, что у них летает, сделано их собственными руками.
В Выборге профессиональный "Воздушный бой" проходил в 1988-м, 2001 году и в нынешнем. Стадион "Авангард" был занят, и организаторы Кубка вновь вспомнили о стадионе училища гражданской авиации. Директор училища Владимир Денефнер сделал все, что было необходимо для проведения соревнований. Обычно подобные встречи собирают до 70 экипажей из разных городов России. Соревнования проходят два-три дня на стадионах с кругами диаметром в 40 метров каждый. "Бои" ведутся одновременно в обоих кругах - в противном случае просто не успеть провести весь турнир даже за неделю. Требуется место проведения соревнований защищать плетеными сетками, как на футбольных воротах, но по всему периметру. Тем не менее, если модель отрывается от корда и улетает вверх, ее не остановишь. Поэтому организаторы отказались от запасного поля стадиона "Авангард", учитывая близость автостоянки.
Если зачет командный (3-4 экипажа представляют определенный регион), то экипажи из одной команды между собой "не воюют". Однако если к финалу подходят участники одной команды, то в бой они уходят уже соперниками. Что же такое экипаж? Командир - пилот, управляющий авиамоделями, - обычно отвечает за изготовление самих самолетов. Механик обслуживает и обеспечивает "бой" на земле. Его задача - грамотно и оперативно запускать двигатели (которые он обычно сам и делает) и правильно и быстро разобраться в аварийной ситуации (модели столкнулись и упали). Пилот и механик -обычно единая, слаженная боевая единица, от грамотных действий каждого зависит исход "боя". Равный зачет идет и тому, и другому. А вот третьим может быть любой помощник, который имеет право что-то подержать, принести. В круг заход ему запрещен. Экипаж идет по турнирной таблице до двух поражений. Соперник в каждом туре выбирается по жеребьевке. У каждого экипажа для каждого боя есть только две модели и одна цветная пятиметровая лента-вымпел. Задача каждого экипажа - как можно дольше находиться в воздухе и сделать больше отрубов ленты у соперника.
"Воздушный бой" - самый жертвенный класс в авиамодельном спорте: столкновения почти в каждом бою. Очень важно не упасть от удара и удержаться в воздухе. Иногда такое уничтожение противника вызвано стратегией "боя". Модели очень маневренные и скоростные (180 км/час), пилоты управляют ими, находясь в одном маленьком внутреннем круге диаметром всего 3 метра, все остальные находятся за большим 40-метровым кругом, в том числе и 8 судей в жилетах и касках, которые обязаны следить за правильными действиями экипажей.
"Бой" длится всего 4 минуты.
Выборгские бои прошли за один день и в одном круге. Участников и зрителей в этот раз было на удивление мало, но зато приехали болеть многие опытные спортсмены. Курсанты приходили целыми учебными группами (почему-то их больше всего интересовало, сколько же разбили самолетов).
Наш этап был 27-м по счету в календаре Федерации (всего их 32), когда спортивный сезон подходил к финалу. Уже состоялись чемпионаты мира, России, этапы Кубка мира. Однако состав новой национальной сборной определится в матче сильнейших в начале следующего сезона, в котором будут участвовать всего 17 экипажей. Наш фаворитовский экипаж в составе мастеров спорта Михаила Смелкова и Валерия Комина в рейтинге четырнадцатый, а потому к "домашнему" турниру спортсмены отнеслись спокойно, как к тренировке. Да и другие экипажи не особенно нервничали: титулы и опыт позволяли вести "бои" расчетливо и хладнокровно.
В первом туре от столкновения в воздухе одна из моделей упала на пилота и повредила ему руку, было понятно, что после травмы он не сможет продолжать "бои". Чтобы не выбывать из турнирной таблицы, механик экипажа принял решение стать пилотом. Речь идет о братьях Максимовых, которые на прошедшем чемпионате России выступали за Выборг и показали 13-й результат (наш основной экипаж Смелков - Комин на чемпионате стал седьмым, а чуть позже на этапе Кубка мира - 4-й результат). После удачно завершившейся вынужденной замены пилота другие экипажи тоже захотели поэкспериментировать, и как показали дальнейшие бои, механики неплохо справились с ролью пилотов. Новые экипажи пополнились присутствующими опытными спортсменами. Так в составе московских команд появились "бойцы" из Пскова и Новгорода. После смены функций у пилотов и механиков появился шанс проверить справедливость своих требований к напарнику.
Без поражений до финала дошел "раздвоенный" экипаж мастеров спорта международного класса, двукратных чемпионов Европы Андрея Беляева (обычно он пилот) и Александра Редько (механик). Правда, Александр и в прошлом сезоне позволил себе "порулить" и даже "обижал" титулованных пилотов на этапах Кубков России. На нашем турнире Андрей стал первым, а его механик Александр занял второе место.
Была еще одна интрига в соревнованиях. Мощный экипаж из Санкт - Петербурга под управлением Вячеслава Беляева "разбирался" с фаворитовским экипажем (М. Смелков -В. Комин).
Вячеслав Беляев - единственный в России "боец", имеющий почетный титул заслуженного мастера спорта, трехкратный чемпион мира. Сейчас - старший тренер (играющий) России по "Воздушному бою", вице-президент Федерации авиамодельного спорта России. В свое время у Вячеслава после первой победы на чемпионате мира что-то не сложилось с механиком (да и возраст уже подходил к отметке неперспективного), и его вывели из состава сборной Союза. Однако ему удалось выехать за, границу по туристской путевке и даже принять участие в очередном чемпионате мира, где он повторно стал чемпионом мира. Он доказал свое право быть в сборной страны и чуть позже, уже в составе российской команды, добился того, что был поднят флаг нашего государства и звучал Российский гимн. Сейчас, в 53 года, при двухметровом росте, он по-прежнему обладает могучей физической силой, позволяющей ему побеждать в боях.
В. Беляев и М. Смелков входят в команду мастеров России и ежемесячно тренируются у нас под Выборгом на, даче у В.Комина, проводя до двадцати боев за одну встречу. По словам Михаила Смелкова, если Вячеславу удается "замотать" и прижать соперника к земле, то вырваться из его "медвежьих" объятий просто невозможно. Оба превосходно знают, кто на что способен. Вот и на этот раз Вячеславу удалось "повалить" Смелкова и вырвать у него победу за 3-е место. Правда, после "перелета" - повторного боя. Первый "бой" был вничью.
Теперь немного о нашем экипаже. Спортсмены занимаются около 25 лет. Михаил Смелков сначала освоил пилотаж, потом пришлось перевести его в "бой", и только через двадцать лет он стал мастером спорта России. Правда, однажды он выиграл чемпионат России по судомодельному спорту и получил звание мастера спорта,
уже во второй раз всего за два года! Валерий Комин только в позапрошлом году стал мастером спорта, записав в свой актив рекордное количество побед в сезоне (58!), обслуживая сразу двух пилотов, как бы "отрабатывая" те годы, когда не мог работать со Смелковым. Спортсмены ежегодно участвуют во многих рейтинговых стартах (до десяти поездок в год по России) и показывают высокие результаты. Экипаж в хорошей форме, и главная проблема - отсутствие какой-либо финансовой поддержки со стороны. И технику готовить, и ездить приходится на свои сбережения. Вполне понятно, что одна поездка в год за счет "Фаворита" на чемпионат или Кубок России на рейтинг мало влияет, хотя, конечно же, спортсмены очень благодарны администрации города и за такую помощь!
Мы понимаем, что спорт высоких достижений требует повышенных затрат, а потому не беремся за воспитание еще одного экипажа и дорожим тем, что делает для нас городской отдел спорта. Выход из положения видим в создании городского спортивно-технического центра под флагом "Фаворита", где можно будет готовить и детей, и серьезных спортсменов.
Следующая встреча с профессиональным "воздушным боем" планируется в конце апреля будущего года на очередном этапе Кубка России. Сомневаюсь, что стадион "Авангард" к этому времени просохнет, а чемпионат России, который проходит обычно в августе, нам в Выборг не дадут.
Новый спортивный сезон начнем в марте с радиоуправляемых авиамоделей.
Михаил МИЩЕНКО,
вице-президент Федерации
авиамодельного спорта России
|