Пятница, 03.05.2024, 01:55
Федерация Авиамодельного Спорта - Выборг
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Главная » Статьи » Публикации

Выборгский авиамоделизм рискует впасть в «штопор»

Выборгский
авиамоделизм рискует впасть в «штопор»
Три четверти века «малой авиации»

75 лет - почтенный возраст для любого технического вида спорта. В Выборге след авиамоделизма прослеживается с 1961 года. Авиация и ее младший «брат» - авиамоделизм - «растут» стремительно. За новыми событиями в памяти стираются предыдущие достижения, потому очень важно проследить динамику развития событий.

Возможности летать на самолетах человечество обязано китайцам, которые более двух тысяч лет назад придумали первый двигатель - воздушный винт. Затем Леонардо Да Винчи прорисовывает эскиз летательного аппарата, подобного вертолету. Действующую модель вертолета опробуют в деле французы - механик Бьенвеню и естествоиспытатель Лонда - 10 апреля 1784 года. Лопасти винтов они изготовили из птичьих перьев.

Модель самолета поднялась в воздух почти на столетие позже. В 1871 году модель француза А. Пено за 12 секунд пролетела 50 метров. В России первым авиамоделистом можно назвать Александра Можайского. Александру Федоровичу, чтобы получить деньги под свое изобретение (запатентованный в 1882 году летательный аппарат), пришлось сконструировать и испытать летающую модель самолета.

Первая официальная информация об авиамоделистах появилась в газете «Русское слово» 2 апреля 1910 года. Но только в августе 1926 года на той же Ходынке подняли флаг I Всесоюзных авиамодельных соревнований. 70 спортсменов со всего СССР привезли 126 моделей. Довольно примитивных - из бамбука, реек, бумаги. Да ведь и авиация в то время оставалась «расчалочной». В 1936 году на X Всесоюзных состязаниях поднялась в воздух первая модель с самодельным двигателем внутреннего сгорания, продержавшаяся в небе 8 минут 15 секунд.

В 1938 году Михаил Зюрин установил первый мировой рекорд на дальность полета модели - 21 км 957 метров. В этом же году прошел первый выпуск Центральной авиамодельной школы (48 чел). В годы Великой Отечественной войны почти все выпускники были мобилизованы в авиационную промышленность. Погиб на фронте рекордсмен Михаил Зюрин. Многие из авиамоделистов стали крупными конструкторами, знаменитыми летчиками -Герой Советского Союза Шмелев, дважды Герои Молодчий, Луганский, трижды Герой Покрышкин, всемирно известный конструктор Антонов и др.

Выборг авиационный

С тех пор повелось, что там, где действуют авиапредприятия, профилирующим видом спорта становился авиамоделизм. Так получилось и в Выборге, где с 1955 года «кузницей» авиамодельных кадров стало тогдашнее военное авиационно-техническое училище, сорок лет назад перешедшее под ведомственное подчинение гражданской авиации. Постоянные Спартакиады учебных заведений и предприятий авиапрома включали в себя все 12 классов моделей. Так что в нашем городе тогда были очень сильные спортсмены, с детьми занимались в Доме пионеров и школьников.

За нынешней газораздаточной станцией в 60-е годы находилось прекрасное поле, где проходили тренировки и соревнования местных мастеров. С 1975 года главным центром подготовки Выборгских авимоделистов стала городская Станция юных техников, которую возглавлял замечательный человек, ныне покойный Александр Недосекин. До 80 процентов ребят уходило в «большую авиацию». В 1983 году, на Спартакиаде СССР, команда Выборгской СЮТ из 68 участников стала второй. Серьезное достижение!

Из года в год в Выборге готовили призеров чемпионатов страны. Ю. Алексеев, М. Смелков, А. Шеляпин, И. Мищенко...К сожалению, смена руководства Станции юных техников парализовала работу технических секций, а преподаватели были вынуждены искать иные формы существования своих коллективов.

Существующая тогда межведомственность играла и положительную роль. СЮТы занимались начальным моделированием. Студенческие КБ и профессиональные лаборатории воспитывали перспективных работников, а ДОСААФ, пользуясь всем этим, получало «золото» и «серебро» на международных турнирах, обеспечивая авимоделистов по остаточному принципу, направляя им средства, оставшиеся от парашютистов и авиаторов.

Мастер спорта, тест-пилот Сергей Амелин.

В конце 80-х в стране было сделано очень много для массовых занятий авиамодельным спортом и сокращения дистанции между начинающими любителями и профи. В районных городах начали строить кордодромы. В Выборге он появился в 1990 году и стал седьмым в Ленобласти. Моторные заводы выпускали хорошие и простые в эксплуатации микродвигатели. В воинских частях существовали спортроты, укомплектованные авиамоделистами, абитуриенты-спортсмены имели привилегии при поступлении в авиационные учебные заведения.

Трудная пора

Перестройка нанесла серьезный удар по техническим видам спорта. Авиамоделистам приходится рассчитывать на себя. Профессиональный уровень зависит от финансовых возможностей спортсмена. Модельный рынок весьма разнообразен, от простейших двух командных радиопланеров до сверхсложных радиовертолетов и спортивных радиоуправляемых моделей самолетов. Комплект такого удовольствия стоит от 500 до 4 тысяч долларов. Самое дешевое и доступное для детей авиамоделирование - в классе кордовых моделей. В Выборге находится лучший в России кордодром. Но он требует периодического ремонта. Площадка находится на балансе отдела по ФИС, туризму и делам молодежи Выборгской администрации. Судьба кордодрома, как и участь авиамодельной группы клуба «Адмирал-Фаворит», зависит от работы отдела.

Скудность финансирования сводит на нет работу спортсменов-моделистов. Выгнанные в 1997 году из своего помещения, ребята до сих пор ютятся на «птичьих правах» в необорудованной комнате в 26 метров, которая служит и раздевалкой, и мастерской, и складом, где мы умудрились разместить 10 рабочих мест для мальчишек! Отсутствие инструментов и материала наводит на мысль о роспуске группы, так как родителям не потянуть денежное обеспечение, а старые запасы истощены. Радует, правда, что в Доме творчества на Выборгской (бывшая СЮТ) авиамодельное дело налаживается.

Мрачные перспективы

Ситуация с авиамоделизмом в районе также грустная. Исчезли группы в Вещево, Глебычево, Советском. Проблемы возникли у самобытного коллектива из Приморска. Несмотря на все перипетии Выборгские моделисты в юбилейный год провели несколько крупных состязаний и участвовали в серьезных турнирах. Май - 65-е областные соревнования школьников по кордовым моделям. Июнь - этап Кубка мира «Золотой мотор» и Кубок России в Москве, где наши юноши стали вторыми. Отдел по ФИС выделил на поездку в столицу...две тысячи рублей. У ребят появилась возможность отправиться в Испанию, на чемпионат Европы, но финансовой помощи от города они не дождались, и на Пиренеи поехали те, у кого есть спонсоры. Обидно.

Минувшим летом в Выборге состоялся 70-й чемпионат России по авиамоделизму. Увы, руководство города расшевелить не удалось и мощной рекламной раскрутки, как принято в таких случаях, не было. Свыше 200 спортсменов разыгрывали в нашем городе право войти в национальную сборную-2002. Статистические данные турнира впечатляют. Более 500 моделей, 12 заслуженных мастеров спорта, 24 МСМК, остальные - мастера спорта и кандидаты. Такого количества бывших и действующих рекордсменов мира, чемпионов и призеров первенств мира и Европы не собиралось ни в одном российском городе!

Авиамоделизм - спорт физически сильных, технически грамотных людей. А моделизм как хобби доступен людям любого возраста, в этом и его прелесть. В заключение хочу задать несколько, на мой взгляд, актуальных вопросов. Сейчас в воздухе носятся благородные идеи создания общественных «Фондов помощи спортсменов». Можно ли это расценивать как недоработку отдела по ФИС? Получается, что Фонд - последняя надежда для тех, кого забыли? Или это способ создания «золотой эры» футбольного клуба «Фаворит»? В любом случае не ясно, зачем тогда нужен отдел? И кто станет помогать подростковому авиамоделизму?

Пора прекратить многолетний эксперимент на выживаемость, ведь речь идет о каких-то 10 тысячах рублей в год. Или сначала разрушим до основания, а затем?

Михаил Мищенко,

руководитель авиамодельной

группы клуба «Адмирал-Фаворит»

 

газета " Выборгские ведомости" 10 октября 2001 года

Категория: Публикации | Добавил: Mik (17.03.2009)
Просмотров: 1161 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024 Сайт управляется системой uCoz