Вторник, 07.05.2024, 03:15
Федерация Авиамодельного Спорта - Выборг
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Главная » Статьи » Публикации

путевка в небо

путевка в небо

В прошлом году отмечалось 75-летие со дня официального признания в нашем государстве одного из технических, авиационных видов спорта - авиамодельного. В августе 1926 года на Ходынском аэродроме Москвы состоялись I Всесоюзные авиамодельные соревнования, собравшие 70 участников, которые демонстрировали свои 126 моделей. Через десять лет появилась и первая модель с микродвигателем внутреннего сгорания, продержавшаяся в воздухе 8 мин. 15 сек. и пролетевшая 2,5 км. Через год их уже было 55 штук. А дальше пошла стремительная борьба за дальность, скорость, высоту полета, его продолжительность и т.д.

В 1938 году состоялся первый выпуск Центральной Авиамодельной школы. 48 профессиональных спортсменов разъехались по стране и возглавили авиамодельные коллективы. А на Чемпионат России, проходивший в прошлом году в нашем городе, было привезено около 500 моделей, в нем участвовало 278 спортсменов, из них 12 человек - заслуженные мастера спорта, 24 - мастера международного класса. И это только встречались специалисты по кордовым авиамоделям. Помимо этого каждый год проходят Чемпионаты по свободнолетающим моделям (планеры, резиномоторные, таймерные, то есть неуправляемый полет), радиоуправляемым (пилотажным, гоночным, вертолетным, копиям, кроссовым планерам), по моделям-копиям - кордовым, комнатным, по новым классам моделей - радиоуправляемым моделям "воздушного боя", гидросамолетам (Астрахань и Выборг). Я только перечислил чемпионские классы моделей (всего их 16), по которым проходят официальные Чемпионаты Европы и мира. А ведь некоторые классы имеют свои национальные подклассы, например, в США или Англии.

Покорять же небо начали гораздо раньше, причем первые изобретатели четко себе представляли, что сначала должна полететь модель! Гениальный итальянец, чье 550-летие человечество отмечает в этом году - Леонардо да Винчи прорисовал летательный аппарат в виде модели вертолета. Правда, действующая модель вертолета поднялась в небо 10 апреля 1784 года - ее построили французы Бьенвенью и Лонд. Лопасти они сделали из птичьих перьев. Модель самолета поднялась на сто лет позже - в 1871 году. Конструкция француза А. Пено пролетела аж 50 метров за 12 секунд. И все это стало возможным благодаря китайцам, две тысячи лет назад придумавшим детскую игрушку в виде первого движителя - воздушного винта!

В России первым авиамоделистом можно считать Александра Можайского, которому в 1882 году пришлось демонстрировать летающую модель самолета, чтобы получить деньги под свой полномасштабный летательный аппарат, увы, так и не взлетевший!

В Выборге мне удалось пока проследить истоки авиамодельного спорта только с 1961 года, хотя я уверен, он имеет гораздо более "древние" корни. В 1955 году "кузницей" авиамодельных специалистов в нашем городе стало авиационно-техническое училище, сначала военное, а затем гражданской авиации. В те годы авиационный спорт во всех авиационных подразделениях и учебных заведениях был основным, профилирующим. Ничего удивительного - страна "поднимала" авиацию. Роль "малой авиации" в профессиональной ориентации среди молодежи очень ярко можно проиллюстрировать всего лишь несколькими фамилиями генеральных конструкторов, прошедших школу авиамоделизма: Королев, Яковлев, Антонов.

Олег Константинович Антонов до последних дней сотрудничал со специалистами, пришедшими из моделизма, и у себя в Киеве создал такую авиамодельную индустрию, что до сих пор украинские авиамоделисты считаются сильнейшими в мире. Только Киев стал трижды организатором Чемпионатов мира по кордовым авиамоделям!

У нас в Выборге тоже есть люди, сделавшие очень многое для развития нашего спорта. Это, прежде всего ныне покойный Александр Недосекин - бывший директор станции юных техников, который создал превосходные условия для мальчишек, увлеченных техникой. С 1975 года "зеленый домик" на улице Садовой стал вторым домом для будущих авиаторов. Наши выпускники почти все уходили в "большую авиацию", получив "путевку в небо" именно здесь. Уже в 1980 году на Спартакиаде СССР из 68 команд мы были вторыми. Появились и свои неоднократные призеры Чемпионатов СССР. Назову их по порядку: Юрий Алексеев, Михаил Смелков, Алексей Шемякин, Ирина Мищенко. Через десять лет эстафету приняли Николай Снегирев, Вячеслав Чеплиев (серебряные призеры этапа Кубка мира "Золотой мотор"). Продолжают активно заниматься и не сдают своих позиций Смелков и Алексеев, Гулаков и Токтарбаев, Сучек и Торгаленко и другие. В Доме детского творчества на Выборгской работает со школьниками Е. Рыльков, а те, кого интересует более серьезная спортивная подготовка, занимаются в модельном клубе "Адмирал" при отделе по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму.

В общем, несмотря ни на что мы были, есть и будем, и не только в Выборге, но и в районе.

А проблемы начались с приходом нового руководства Городской СЮТ, когда там практически избавились от всех технарей и превратили во второй Дом пионеров. Правда, за последние 2-3 года положение изменилось и в лучшую сторону. Это, прежде всего, связано с приходом грамотного специалиста И.И. Сарумова. Располагаясь в центре города и имея превосходные помещения, приспособленные для технического творчества, это учреждение обязано, как и прежде, стать центром технических видов спорта. А пока вернемся в тот период, когда нас загнали на кухни и в подвалы, и мы были вынуждены искать новые формы своего существования. Мне удалось сохранить только 10 процентов от прежнего состава моделистов и начинать все заново. В 1988 году был зарегистрирован городской авиамодельный клуб. В 1990 году построили площадку для запуска моделей - кордодром. Работа стала входить в прежнее русло, да вот новая беда - подвал в старом финском здании, где расположился клуб, постоянно стало затапливать. Было загублено очень много ценного, аварийные службы не уезжали от нас неделями. Переезд в новое помещение совпал с перестройкой. Пока все "утрясалось" и приспосабливалось под "катаклизм", поддержки от кого-либо из местных властей ожидать было бесполезно. В тот период мы лишились топлива, у нас отобрали наш же собственный кордодром.

Выжили мы за счет самих себя и наших финских коллег. Судьба свела нас с замечательным человеком, г-ном Лео Полювдори, тогдашним председателем Аэроклуба Центральной Карелии в Финляндии. Его детство и юность прошли в Выборге, и вполне понятно, что наше критическое положение не могло его не волновать. К нам были направлены грамотные специалисты по радиоуправляемым моделям. Мы до сих пор эксплуатируем подаренную нам радиоаппаратуру. В поисках контактов с финскими спортсменами в Выборг потянулись и ведущие моделисты России. Совместные мероприятия стали частыми, и проходили они в основном за городом, там, где можно было пускать радиосамолеты. Сложилось такое впечатление, что авиамоделисты исчезли в городе вообще. Так как Выборг "стоит на воде", мы стали проводить встречи и по радиоуправляемым гидромоделям самолетов. В этом году была пятая такая встреча, и мы даже облетели Выборгский замок на таких моделях.

И если с реорганизацией двух отделов - отдела по делам молодежи и отдела спорта - наше положение стало выправляться, то в районе лучше от этого не стало. Лишились своего последнего помещения ребята в поселке Советском, несмотря на то, что там был и есть очень способный коллектив. Исчезли моделисты в Глебычеве и Вещеве, и каким-то чудом продолжают существовать юные моделисты в Приморске!

Что же касается Выборга, то муниципальное собрание приняло решение сохранить уникальное сооружение - кордодром, оставшийся единственным действующим в Ленинградском регионе. Сейчас идет покраска его ограждения, и мы благодарим депутатский корпус за то, что он смог выделить для этого 120 тысяч рублей. То, что сборная города в составе 9 человек выезжала в Екатеринбург на Кубок России по кордовым моделям, и стало возможным благодаря усилиям отдела молодежи и спорта и ОО СК "Фаворит".

Напомню, что именно кордовые авиамодели, особенно для начинающих, являются наиболее дешевыми, а потому и доступными для детей из малообеспеченных и неполных семей. Это своеобразная азбука будущего спортсмена и, учитывая географические особенности нашего района (отсутствие свободных полей), наиболее приемлемые и целесообразные классы моделей, тем более при наличии кордодрома!

Радиоуправляемый моделизм, к сожалению, еще не скоро станет таким же массовым, как на Западе, хотя это хобби становится с каждым годом все более популярным среди обеспеченных людей.

Что же касается спортивной направленности в радиомоделизме, то результаты возможны только при серьезных финансовых затратах фирм-спонсоров. К примеру, прошедший в этом году в Санкт-Петербурге Чемпионат России по радиопилотажным моделям собрал двадцать спортсменов, представлявших каждый какую-либо солидную компанию и имеющих в своем штате персонал обслуги в 5-10 человек. Этакая воздушная "Формула-1". Стоимость их спортивных летающих снарядов 4-5 тыс. долларов, да плюс профессиональная подготовка пилотов по 4-5 часов каждый день летной подготовки. И при всем при этом сборная России на Чемпионате мира выше двадцатого места не двигается. Это где-то середина турнирной таблицы. Когда на пилота работает целый штат специалистов, естественно, сборная омолаживается - чемпионом России в этом году стал 14-летний школьник. Ему не надо строить самолеты самому и иметь для этого 15-20-летний опыт работы по созданию такой сложной техники. Нервная система еще не истощена, реакция, глазомер, зрение, пространственная ориентация - превосходные. Главное - целеустремленность и самопожертвование. Ведь в этом возрасте многое хочется попробовать, соблазнов великое множество. Да, этим ребятам приходится жертвовать удовольствиями и уметь владеть собой, в этом и проявляется их истинный спортивный характер. И таких ребят становится все больше и больше. Хватило бы спонсоров! Представьте себе, что наш Чеплиев представлял бы на Чемпионате Европы (куда он со своим напарником из-за отсутствия денег не смог поехать в прошлом году) Выборгскую топливно-энергетическую компанию? Однако меня, как и моих коллег, больше волнует не элитная направленность в моделизме, а как снизить "себестоимость" подготовки молодых спортсменов, создать такие условия, чтобы ребята смогли попробовать себя в моделизме, а потом сами решали, на каком уровне им оставаться или "уходить" вообще. Хотя спортивная карьера любого из своих воспитанников меня волнует не меньше, - порой, увы, во многом она зависит от финансирования, отсутствие которого сводит на нет наш многолетний труд! Чем серьезней подготовка спортсмена - тем больше в него необходимо вкладывать средств. Спорт - этопостоянное совершенствование личности, стремление к высоким результатам, к какому-то логическому завершению или этапу. Какой смысл изнурять себя, выдерживая напряженный график рейтинговых стартов, побеждать на них, если заранее знаешь, что ты "невыездной" из-за отсутствия денег? Вот и уходят ребята из спорта просто в хобби-моделизм. Последние десять лет тренеру постоянно мешает работать один и тот же вопрос: отправить 2-3 человека на соревнования или же на эти деньги хоть что-то приобрести для своих птенцов-первогодков? В нашем клубе мы все-таки пытаемся сохранить принципы обеспечения самым необходимым тех ребят, которые только что пришли в наш коллектив и еще не определились со специализацией. Хотя без помощи родителей сделать, в общем-то, это сложно. Наши возможности очень ограничены, и мы не можем себе позволить, к примеру, в сентябре объявлять массовый набор. Просто негде будет заниматься тем, которые уже работают не первый год. В 1997 году, воспользовавшись моим длительным отсутствием в городе, авиамодельный клуб переселили в другое помещение. Сейчас у нас 26 кв.м. вместо тех 76, которые дал нам в свое время Малый Совет, и мы два года ждали, когда освободят эти 26 метров, практически прекратив свое существование. Это был период третьего кризиса.

Работая с авиамоделистами 27 лет в нашем городе, я имею свои собственные наблюдения, касающиеся молодежной политики. Позвольте изложить их вкратце, примеряя к нашему спорту.

Авиамодельный спорт - летний вид спорта, однако требующий регулярных тренировок круглый год. Пик подготовки должен подходить к Национальным чемпионатам, Чемпионатам Европы и мира, которые проходят в летний период. Работу со спортсменами невозможно ограничить "академическими рамками" с каникулами. Как только заканчивается учебный год, город переезжает на дачи. Мальчишек, которые всю зиму готовились к предстоящему спортивному сезону, развозят кого куда, совершенно не считаясь с их планами. Рекомендации тренера вообще редко когда берутся во внимание. Родители думают, что им будет спокойнее видеть своих чад у себя под боком у картофельного поля или грядок. И не замечают, что они давно "кучкуются" без присмотра педагогов, тренеров... У них появляется другой круг общения, причем не всегда тот, которым были бы довольны родители. Так "вундеркинды" превращаются из "клубных" в дворовых.

В такой ситуации приходится всегда готовить дублеров, что экономически невыгодно и не всегда возможно. К примеру, за последние восемь лет у нас в городе появилось всего лишь два школьника, "предрасположенных" к классу кордовых пилотажных моделей. Чтобы было понятнее, приведу сравнение: не каждый способен писать стихи или быть художником. К сожалению, многие детские коллективы приспособились к такой сезонности - снижают свою активность или просто уходят в отпуска. У кого-то вообще вся работа сводится к "академической" отчетной обязательной программе - побывали на областных соревнованиях в мае, отчитались - и до следующего года! Вряд ли такое положение дел идет на пользу массовости и популярности летних видов спорта! Авиамодельный спорт - некоммерческий, поэтому рассчитывать на какую-то "раскрутку" не приходится, да и взрослые спортсмены популярностью не избалованы. Когда процветает культ насилия и разврата, говорить о ценности ручного труда бесполезно. Среди молодежи техническая компетентность ограничивается владением игровых программ на компьютере. И это модно. Где же наше радио и телевидение? Тоже в коллективном отпуске. Кому как не им помогать тренерам спасать детские души, популяризировать все виды спорта, а не один - два, за которые платят! Поэтому не только некоторые родители не понимают, но даже учителя, классные руководители (встречаются и такие) подчас поощряют иронию по поводу "не того вида спорта". И это вместо того, чтобы рассказывать и знакомить с лидерами спорта, поощрять занятия в секциях! Мальчишки стесняются признаться своим друзьям, что строят модели. В этом возрасте психологически надломить ребенка очень просто. Нужна всесторонняя поддержка и в семье, и в школе, и на улице, которой как раз нет в нашем городе. А кто сомневается, что это настоящий спорт, - приходите на наши соревнования и вы поймете, что были не правы. А ведь посмотреть есть на что: областные соревнования, Чемпионаты и Кубки не только Выборгского района, но и России. Нелегко, конечно, все это проводить, как и заниматься с детьми техническими видами спорта без финансовой и моральной поддержки. РОСТО - правопреемник бывшего ДОСААФа практически беспомощен. Большая авиация съедает все деньги. Спонсорам мы не интересны. Сейчас в нашем городе зарегистрировано 32 федерации с правом самофинансирования. Из них 3-4 живут безбедно, остальным ничего не достается. Куда мы ни обращаемся, везде уже были до нас. Что-то в этой системе не то! Пусть задумаются те, кто отвечает за молодежную политику. Если они считают, что толку от нас никакого, то знайте, детские души мы не калечим - это точно.

Пока что только "локомотив олимпийских видов спорта" идет по "зеленой улице", остальные ждут своей очереди! Нашим "птенцам" остается одна надежда - на руководство города и отдел по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму. Заранее благодарим.

М. МИЩЕНКО,

председатель Федерации

авиамодельного спорта г.Выборг

газета "Выборг" 1 октября 2002 года

Категория: Публикации | Добавил: Mik (17.03.2009)
Просмотров: 649 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024 Сайт управляется системой uCoz